Ступин Д.И.

КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА В БИБЛИОТЕКЕ

“Жить в рынке и быть свободным от рынка нельзя”. С каждым днем это становится все очевидней даже для тех организаций, которые и в условиях рынка остаются некоммерческими. Маркетинг – философия и действие, взгляд на окружающий мир и способ установления взаимовыгодного контракта с ним. Это тот надежный инструмент, который позволит библиотекам не просто выжить и твердо встать на ноги, но и почувствовать себя в системе рыночных отношений уверенно и комфортно.

Все больше появляется литературы по маркетингу. Но все это книги, отражающие практику работы коммерческих организаций. Пока нет ни одного издания по маркетингу некоммерческих организаций, маркетингу информационных служб.

Нет ничего страшного в том, что проблемы внедрения принципов маркетинга в нашей стране только-только возникают, точнее, сaмо понятие все более оказывается на слуху, оно вызывает интерес, потребность в знании. Не было необходимости в целенаправленном изучении своего потребителя, завоевании места под солнцем, поиске своей социальной ниши – не было потребности в том, что сегодня определяется как концепция маркетинга, некоммерческий и социальный маркетинг, стратегия маркетинга.

Освоение маркетинговой концепции позволит руководителям и ведущим специалистам найти для своей организации место в системе рыночных отношений. Главное – неукоснительно следовать заповедям: “Производить и продавать то, что безусловно будет куплено, а не стремиться навязывать людям то, что вам удалось произвести”; “Помогать пользователю решить его проблемы”, “Всегда помнить, что люди покупают не вещи, не услуги, а эффект от обладания ими”.

Хотя уже несколько лет термин маркетинг входит в повседневный язык, для многих сама концепция остается неясной и слишком часто определяется как продвижение товара или реклама, что в действительности составляет лишь часть общего маркетингового подхода. Главный смысл маркетинговой философии – достижение организацией того, в чем она нуждается, чего ищет по самой своей природе тесных взаимоотношений со своими потребителями, удовлетворение их потребностей.

За последние 10 лет многие библиотеки начали использовать современные методы маркетинга или, по крайней мере, некоторые элементы (прежде всего – рекламу и “Паблик Рилейшинз”). Характерным показателем все возрастающего интереса является значительное число учебных курсов и публикаций по данной тематике. В них подчеркивается, что маркетинговый подход может глубоко изменить облик библиотек, так же как несколько лет назад он изменил деловой мир. Его применение действительно оказывает радикальное воздействие на библиотечную деятельность, так как ставит библиотеку перед необходимостью заново осознать самое себя и свое ноу-хау.

Библиотека, обратившись к маркетингу, должна стараться приспособить свои услуги к нуждам своей аудитории. Изменения в социально-экономической жизни общества, связанные в нашей стране с переходом к рыночным отношениям, требуют от библиотек поиска реализации своих задач и функций в изменившихся условиях, диктуют необходимость пересмотра направлений своей деятельности на основе маркетинговых исследований. Маркетинг помогает библиотекам повысить свою общественную значимость, позволяет им выжить в то время, когда уже считали себя погибшими. Маркетинг – инструмент, позволяющий максимально увеличить обмен между библиотекой и ее многочисленными пользователями. В этой связи мы подчеркиваем, что хорошо интегрированный в библиотеку маркетинговый подход способствует ее:

·большей гибкости и большей адаптации;

·лучшей реакции на окружающий мир, постоянному диалогу с ним;

·большей готовности к конкуренции;

·более гибкой внутренней организации, способствующей принятию оптимальных решений.

Маркетинг – это инструмент, с помощью которого библиотека смотрит на себя и на свой рынок, ставит определенные цели и старается достичь их. Маркетинг – не синоним сбыта, не панацея в кризисной ситуации. Маркетинг – это позиция, философия, жизненное кредо.

Hosted by uCoz